Почему внутри компаний наступаеткризис

Внутри каждого бизнеса рано или поздно наступает период кризиса. Для одних компаний это становится финалом, для других возможностью переосмыслить себя и измениться.

Часто причиной внутренней стагнации становятся неэффективные и устаревшие модели управления. Вместе с банком для предпринимателей и предприятий «Точка» рассмотрим пять деструктивных особенностей консервативного менеджмента, и способы от них отказаться.

Бюрократизацияуправления

Огромные и разветвленные системы организационных структур уходят в прошлое. Неповоротливые бюрократические аппараты не справляются с быстрым выводом новых продуктов на рынок, завязая в бесконечных согласованиях на разных уровнях корпоративной иерархии. Поэтому для большинства компаний становится все очевиднее преимущества Agile.

Agile — это набор ценностей и философия, применение которой повышает скорость разработки и бизнес-эффект от разрабатываемых продуктов. Внутри этой философии есть набор фреймворков и практик.

Процесс работы разделяется на итерации — короткие периоды (несколько недель) для решения конкретных задач. После команда анализирует результаты и меняет приоритеты для следующей итерации. Последовательно проходя через итерации, проект доходит до финального запуска.

Важно верить людям и делегировать задачи

Менеджер в этой системе выполняет не роль управленца, а роль лидера — человека, который больше направляет, чем управляет. Задачами лидерам являются целеполагание, вдохновение и мотивация людей. Важным качеством становится умение верить людям и делегировать им обязанности, вовремя давая обратную связь.

В Agile жесткие иерархические границы заменяются четким распределением зон ответственности и понятным процессов включения специалистов на различных этапах работы — это обеспечивает быстрое и эффективное взаимодействие между участниками проекта. Зачастую Agile-команды работают в одном коворкинге, чтобы иметь возможность личного общения в любой момент.

Применяемый изначально в IT, теперь Agile пользуется популярностью в других сферах — от медицины до контент-маркетинга. Согласно отчету ScrumTrek, в 2021 году более 58% российских компаний применявших Agile, добились значительно ускорения выхода своих продуктов на рынок.

Бюрократизация управления
Бюрократизация управления

Страх как мотиваторсотрудников

Если раньше руководители могли удерживать своих работников в страхе, намекая на возможность увольнения или штрафов, то сейчас это кажется не только бесчеловечным, но и абсурдным. Подобный подход как минимум отпугнет потенциальных сотрудников, а как максимум уничтожит репутацию компании. Современные менеджеры направлены не на запугивание, а на позитивное мотивирование.

Об этом в своей книге «Carrots and sticks don’t work» («Кнут и пряник не работают» — прим. РБК) подробно пишет доктор наук Пол Марциано. Разбирая конкретные кейсы различных компаний, Марциано приходит к выводу, что самым мощным стимулом для сотрудника является интерес — насколько он получает удовольствие от работы. Следовательно, задача менеджера состоит в том, чтобы создать все возможности для комфортного труда.

На втором месте по важности стоит признание среди коллег. В коллективе, где уважительные взаимоотношения являются нормой, сотрудники предпочтут остаться надолго. Это подтверждается и практическим исследованием профессора Джорджтаунского университета Кристины Порат, которое показывает, что 48% работников намеренно переставали вкладываться в свою работу и думали об уходе, когда чувствовали, что руководители неуважительно к ним относятся.

В банке «Точка» заинтересованы в благополучии своих сотрудников, а оно напрямую связано не только с взаимоуважительной коммуникацией, но и профессиональным развитием каждого специалиста. Для этого раз в шесть месяцев проводится Performance Review — совместное оценивание сотрудником и профессиональным сообществом внутри компании проделанной работы. Участники этого разговора обмениваются обратной связью, анализируют достигнутые цели и разбирают задачи, которые не удалось выполнить.

Чтобы сделать Performance Review эффективнее, один из гигантов промышленности США даже разработал для этого приложение, в котором сотрудники могут не только оценивать результаты своей работы, но и делиться идеями для ее оптимизации. Результатом этого стало уменьшение издержек за счет рациональных предложений сотрудников. Например, общаясь между собой в приложении, инженеры сумели переработать одну из систем охлаждения и снизить затраты на ее обслуживание в 50%.

Страх как мотиватор сотрудников
Страх как мотиватор сотрудников

Закрытоепринятие решений

В условиях неопределенности лидерам необходимо проявлять гибкость и чутко прислушиваться к поступающей информации. Ортодоксальные методы разработки и принятия управленческих решений, проходящие в закрытом менеджерском формате становятся опасными для компании. Они увеличивают риск, что лицо, принимающее решение, окажется без доступа к объективной информации о происходящем внутри организации.

Один из способов улучшить коммуникацию — ввести должность chief communications officer. Проще говоря, человека, который будет на полную ставку заниматься общением с сотрудниками, обсуждению их проблем и возможных путей решения, а потом передавать их руководству.

Есть и более радикальный вариант, подразумевающий кардинальную перестройку организационной системы — введение холакратии. Принцип этого метода состоит в том, что сотрудники сами организовывают свою работу и процессы, не находясь под ежедневным контролем руководства. Каждый работник может обратить внимание коллектива на любую проблему и рассчитывать, что его предложение будет услышено и приведено в действие. Конечно, если оно положительно повлияет на деятельность компании.

Холократия подходит только высокомотивированным сотрудникам

Холакратия базируется на идеях профессиональной свободы и личной ответственности. Контроль в компании заменяется прозрачностью: команда регулярно согласует между собой новые изменения.

От Agile холакратия отличается тем, что предлагает не инструмент для разработки и запуска отдельных проектов, а смену системы управления в организации. Используя принципы Agile, например, отсутствие иерархичности, холакратия задает амбициозную цель — организовать процессы управления и взаимодействия сотрудников.

В банке «Точка» холакратию ввели в мае 2017-го, и с тех пор в соответствии с этой системой выстроена вся работа внутри компании. Архитектор процессов внутреннего развития «Точки» Дарья Боровикова отмечает, что при работе по холакратии есть как свои сложности, так и преимущества.

Преимуществом является, что при холакратии в организации остаются только высокомотивированные и ответственные сотрудники, которые самостоятельно ставят себе цели и идут к ним. Сложностью является нехватка подобных людей на рынке — их следует искать и взращивать внутри компании.

Другой трудностью может стать хаос на первом этапе внедрения холакратии — потребуется время для адаптации к ней работников. Например, создатель концепции холакратии Брайан Робертсон, утверждает в своей книге, что это может занять, в лучшем случае, два месяца.

Успех этой модели управления целиком зависит от готовности коллектива принять ее. В банке «Точка» получилось применить холакратию именно потому, что сотрудники поняли преимущества и были готовы к самостоятельной работе.

Закрытое принятие решений
Закрытое принятие решений

Философия«умри, но сделай»

Консервативная корпоративная культура требует от менеджеров максимальной вовлеченности в жизнь компании — считая необходимым проводить не только рабочие часы вместе с коллегами, но и время отдыха, которое стоит потратить на тимбилдинг. Это неизбежно приводит к росту выгораний среди менеджмента среднего звена — согласно исследованию Института Гэллапа, в 2021-ом году уровень этого показателя стал рекордным для американских компаний.

Это не может позитивно отражаться на деятельности организации, поэтому все популярнее становится концепция work-life balance. Ее основная идея заключается в том, чтобы уравновесить уровень загрузки и реальные возможностями сотрудника. Для этого требуется провести анализ задач, стоящих перед каждым менеджером и определить насколько ему комфортно справляться с их объемом. При необходимости, загрузку стоит подкорректировать, чтобы дать человеку возможность прийти в себя и обеспечить свое позитивное самочувствие.

Современные исследования показывают, что плохое самочувствие сотрудников может наносить огромный урон по благосостоянию компании. Например, в Великобритании это число составляет 17.5 миллионов рабочих дней в году. Невозможно добиться хорошей производительности труда, если ваш сотрудник испытывает сильный физический или психологический дискомфорт. Особенно это касается менеджеров — ведь именно они координируют оперативные процессы внутри компании.

Философия «умри, но сделай»

Бессмысленныйтруд

Квалифицированные кадры уже больше не хотят работать только ради зарплаты, на первый план выходит осмысленность деятельности и ощущение принадлежности к социально значимому проекту. Согласно исследованию компании BetterUp, 9 из 10 работников согласятся работать на менее оплачиваемой должности, если при этом будут чувствовать значимость своего труда.

Поэтому управленцам приходится отказаться от прежней концепции банального обмена трудочасов на деньги и вложить свои усилия в развитие human resources.

В этом может помочь концепция mindfulness, или, как ее называют, «практика осознанности». Цель этой практики — помочь сотруднику добиться максимальной концентрации и узнать себя с помощью специальных техник по работе с вниманием и физических упражнений, позаимствованных из йоги.

Исследования, проведенные в крупных технологических корпорациях показывают, что повышение осознанности сотрудников снижает общий уровень стресса в коллективе и улучшает показатели работы, особенно у специалистов, отвечающих за генерацию новых идей.

Бессмысленный труд

Путь к изменениям

Если руководитель понимает, что внутри его компании назрела потребность в срочной перестройке системы управления, то у него может появиться желание внедрить как можно больше новаций. Однако, чтобы не привести бизнес к еще большему кризису необходимо детально изучить нынешние проблемы и возможные инструменты их разрешения.

С этими сложностями компании сталкиваются повсеместно, и узнать опыт их успешного решения можно в таких книгах, как: «Доставляя счастье» (Тони Шей), «Разверните ваш корабль» (Дэвид Марке), «Холакратия: революционный способ менеджмента» (Брайан Робертсон) и «Scrum: революционный метод управления проектами» (Джефф Сазерленд).

Точно можно сказать, что есть способы преодолеть кризис или даже его предотвратить, которые работают всегда. Эти способы — честность и открытость с сотрудниками.

Менеджеры могут решить множество проблем, если сумеют достичь откровенного разговора с работниками о том, что их беспокоит, какие проблемы перед ними стоят и какие есть пути для этого решения. Во многом, именно на такой диалог и направлено большинство перечисленных выше методов. Без него никакие практики холакратии, Agile, mindfulness и work-life balance не сработают.

Путь к изменениям

Читайте также:

Карточки
6 признаков, что компании пора меняться6 признаков, что компании пора меняться

6 признаков, что компании пора меняться

Статья
Как бизнесу добиться устойчивости?Как бизнесу добиться устойчивости?

Как бизнесу добиться устойчивости?

Подкаст
Подкаст «Что изменилось?»Подкаст «Что изменилось?»

Подкаст «Что изменилось?»