6 признаков,что компании пора меняться

6 признаков, что в компании назрел кризис

Кризис — это нормально. Периодически его переживает не только любая экономика, но и каждая компания. Первым шагом для преодоления тяжелого периода и дальнейшего роста является признание проблемы. А для этого ее нужно суметь распознать.

Вместе с банком для предпринимателей и предприятий «Точка» рассказываем о шести типичных признаках корпоративного кризиса и способах его преодоления.

Вместе с банком для предпринимателей и предприятий «Точка» рассказываем о шести типичных признаках корпоративного кризиса и способах его преодоления.

1

Загадочные издержки

Если к концу квартала вырастает массив издержек, стоит задуматься, как отказаться от лишних и оптимизировать необходимые. Для этого можно использовать систему кайдзен.

Кайдзен — философия постоянного совершенствования, нацеленная на непрерывное улучшение всех процессов компании и сокращение лишних расходов.

Кайдзен применим во всех сферах жизни организации. Закупая бутилированную воду для офисов, банк «Точка» в год отдавал на переработку порядка 10 тонн пластика — около 310 000 бутылок на сумму до 600 000 рублей

После этого подсчета, было решено перевести офисы «Точки» на систему фильтрации воды, что сократило не только расходы на закупки, но и вред для окружающей среды.

2

Низкая квалификациясотрудников

Что делать, если подчиненные не обладают достаточной компетенцией? Можно пойти по самому простому пути: уволить прежних работников и нанять новых. Однако это не гарантирует решения проблемы.

Фредерик Лалу, консультант McKinsey и инноватор концепции «бирюзовых компаний» в своей книге «Открывая организации будущего» предлагает другой метод: вкладывать ресурсы в уже имеющихся сотрудников. Превращение сотрудника в наставника сокращает расходы и мотивирует людей, поскольку дает инструкторам возможность как развиваться самим, так и развивать других людей, тем самым влияя на результаты деятельности компании.

3

Работники
требуют большей
самостоятельности

Исследования Gartner говорят, что работники хотят самостоятельно принимать решения, касающиеся их операционных задач.

Эту потребность может удовлетворить холакратия — система управления организацией без вертикальной иерархии должностей, когда полномочия и ответственность распределяются внутри самоорганизующейся команды.

В банке «Точка» холакратию ввели в мае 2017 года, и достигли максимальной вовлеченности сотрудников. В компании отмечают, что именно холакратия помогла «Точке» быстро перейти на удаленный формат в 2020 году.

4

Недостаточнаяясность целей и задач

Когда сотрудники не понимают своих задач и смысла своей деятельности, рабочий процесс может замедлиться в разы. Внести ясность может OKR (Objectives and Key Results). Это система целеполагания, которая выстраивает дерево целей организации: от стратегического уровня до отдельных подразделений.

Цели (Objectives) определяют ценность работы, а ключевые результаты (Key Results) являются измерителями достижения цели.

В банке «Точка» OKR позволяет любому подразделению или сотруднику работать не только над реализацией стратегии компании, но и над своими собственными целями, если они направлены на развитие «Точки». Таким образом, с помощью этой системы, каждый человек в «Точке» влияет на ее эволюцию.

5

Слишком длительный выводновых продуктов
на рынок

Каждый месяц общественная повестка меняется: появляются новые герои, темы для обсуждения и даже мемы. Если компания занимается выпуском привязанного ко времени продукта, допустим, контента для социальных сетей, то она не может позволить себе задержки.

Для ускорения выхода новых проектов бизнес внедряет Agile-практики: методы, практики и ценности, которые помогают быстрее добиваться поставленных целей. Один из инструментов Agile для планирования — Timeboxing.

Согласно ему, расписание работы над проектами делится на несколько отдельных периодов (таймбоксов — прим. «РБК»), каждый из которых имеет свои заранее очерченные сроки и результаты. Это помогает разделить крупные проекты на небольшие задачи.

6

Реальность не совпадаетс бизнес-планом

Что делать, если новый проект компании провалился? Есть два варианта: признать поражение или провести пивот.

Пивот — изменение концепции проекта, проходящее через осмысление случившихся ошибок и создание нового плана. Методика проведения пивота зависит от того, с какой именно проблемой столкнулся провалившийся проект — была ли трудность с монетизацией, обращением к клиенту или чем-либо другим.

Предприниматель Эрик Рис написал книгу «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели». В ней он рассказывает о 10 различных видах пивота.

Читайте также:

Статья
Как бизнесу добиться устойчивости?Как бизнесу добиться устойчивости?

Как бизнесу добиться устойчивости?

Статья
Почему внутри компаний наступает кризис?Почему внутри компаний наступает кризис?

Почему внутри компаний наступает кризис?

Подкаст
Подкаст «Что изменилось?»Подкаст «Что изменилось?»

Подкаст «Что изменилось?»