6 признаков, что в компании назрел кризис

Подкаст
«Что изменилось»:
как развивать бизнес в условиях нестабильности

Как бизнесу преодолеть
сложные времена

В новом эпизоде подкаста разобрались, как кризис может помочь компании стать лучше и что делать руководителям, чтобы поддержать себя и команду в трудное время

Сергей Романцев
Ведущий подкаста, техноблогер
Дарья Боровикова
Архитектор процессов внутреннего развития банка «Точка»
Денис Кутергин
Основатель и генеральный директор YouDo
1:20
Кризис как время новых возможностей
13:18
Почему стоит избавлять от чувства ностальгии
17:36
Какие инструменты помогают поддержать команду
21:48
Чего ожидать из-за сокращения сотрудничества
29:29
Риски: актуально ли сейчас принимать смелые решения
34:24
За какими трендами нужно следить сегодня
43:42
Чек-лист: что делать, чтобы удержать бизнес на плаву

Хайлайты разговора

Почему кризис может стать временем новых возможностей

Денис объяснил, что сложные ситуации — это почти всегда возможность роста и расширения. Сейчас с российского рынка уходит много компаний: для бизнеса это означает потерю конкуренции и трансформацию рынка. Возможно, компании смогут учесть новые запросы потенциальных клиентов.

Конечно, в кризисные времены не обойтись без потерь. Но даже к ним стоит относиться как к шагу навстречу будущему компании: иногда можно остановить конвейер, чтобы не пришлось останавливать все производство. Можно закрыть несколько точек, но сохранить бренд.

Почему не стоит бояться изменений

Наивно предполагать, что современный мир на какое-то время перестанет меняться. Бизнес должен учитывать, что трансформации происходят постоянно. Возможно, говорит Денис, стартапам и ИТ-компаниям легче подстраиваться под эти изменения: чаще всего там инициатива исходит от малых команд, поэтому часть процессов они могут контролировать сами.

Дарья добавила, что важно выйти с командой на честный разговор. Открытость, особенно в сложное время, должна стать выигрышной стратегией. В банке «Точка» действует холакратия — система, которая не подразумевает наличие руководителя в классическом представлении. Решение часто принимают люди на местах, которые не бояться брать на себя ответственность. Такая практика позволяет команде оставаться гибкой и не замыкаться.

Почему думать о прошлом непродуктивно

Дарья объяснила, что чувство ностальгии — это ловушка разума. Мозгу комфортнее оставаться там, где все знакомо, а каждый новый фактор скорее вызовет страх, чем вдохновение. Бизнесу важно действовать здесь и сейчас, поэтому мысли о прошлом просто неэффективны. Ждать спокойной жизни точно не стоит: каждый день в мире появляется миллион новых данных, поэтому лучше принять, что постоянные изменения — это новая реальность.

Как относиться к рискованным решениям

Попробуйте задать себе вопрос: «можно ли достаточно безопасно попробовать новое решение?». Если ответ на него отрицательный, постарайтесь учесть все риски и найдите способы их нивелировать.

Как помочь бизнесу выжить

Эксперты поделились пятью принципами, которые могут позволить компании пережить сложное время:

  1. Состояние компании во многом зависит от состояния людей, которые ее создают, поэтому лучше всего сосредоточиться на своем самочувствии и попытаться помочь себе, если чувствуете, что не справляетесь с нагрузкой.
  2. Оставайтесь оптимистом, который всегда готов к худшему результату. Не падайте духом, но всегда учитывайте худшие сценарии: возможно, в том, что кажется трудным, кроются подсказки для того, чтобы помочь компании стать лучше.
  3. Придерживайтесь принципа: люди первичны — процессы вторичны. Не забывайте, что вас окружает команда, которая живет в том же времени, что и вы. Учитывайте запросы сотрудников, общайтесь и прислушивайтесь к их состоянию.
  4. Не забывайте, зачем вы делаете бизнес. В момент кризиса старые смыслы теряются, но важно постоянно создавать новые, чтобы держаться на плаву.
  5. Пропишите принципы и ценности компании. Это может стать вашей опорой.

«Пост-менеджмент»: что такое холакратия
и зачем она любому бизнесу

Чтобы адаптироваться к резким изменениям рынка, компаниям нужно меняться изнутри. В новом выпуске подкаста «Что изменилось? Бизнес» обсуждаем, как отказ от привычной иерархии оптимизирует работу сотрудников

Дарья Боровикова
Гостья выпуска. Архитектор процессов внутреннего развития и коуч холакратии банка «Точка»
Аркадий Глушенков
Ведущий подкаста. ИТ-редактор РБК
01:27
Как сейчас устроены российские компании
04:29
Кайдзен — что это?
07:33
Принципы Agile
12:56
Чем хорош Lean?
14:04
 Холакратия: зачем нужна и в чем ее преимущества
17:34
Чем холакратия отличается от иерархии
24:34
Сложности при внедрении холакратии
29:11
Каких результатов можно достичь
34:24
Кому не подойдет холакратия
37:35
Как развеять опасения руководителей компании
42:26
Нужно ли мотивировать сотрудников

Гибкие методы управления:
что это и какие бывают

Компании переходят к гибким системам управления, когда понимают, что классическая система, построенная на иерархии, не позволяет быстро адаптироваться к изменениям на рынке и к запросам бизнеса. Когда гибкие системы управления — Agile, холакратия, кайдзен — только появлялись в России, многие владельцы бизнеса опасались, что их внедрение приведет к анархии, рассказывает Дарья Боровикова. На самом деле, в гибких системах свобода действий сбалансирована ответственностью, которую за них несет каждый человек на своем рабочем месте.

Кайдзен — японская философия в менеджменте

Кайдзен — это философия постоянных улучшений, которая зародилась в Японии и означала постоянное совершенствование человека во всех сферах его жизни. Кайдзен как система менеджмента процессов родилась в компании Toyota. Каждый сотрудник, видя неоптимальности или, наоборот, переработки, не проходит мимо, а предлагает свои идеи по улучшению. Эта система помогает компании постоянно развиваться без внешних запросов — например, со стороны аудиторов. В России есть кайдзен-институт, который проводит курсы для сотрудников производств и компаний, обучая бережливому производству. Кайдзен — не просто фреймворк, но еще и философия, когда каждый человек относится к работе осознанно и неравнодушно.

Agile — клиенты в приоритете

Agile — особый гибкий подход к работе с проектами, продуктами, клиентами. Даша Боровикова уверена, что это тоже философия, которая выражена в принципах agile-манифеста: люди и взаимодействие с ними важнее процессов и инструментов, а работающий продукт важнее документации и отчетности. Кроме того, ключевое правило во взаимодействии с клиентом — постоянно доставлять ценность и приносить пользу, а не предлагать большое обновление раз в долгосрочный период. Agile позволяет постоянно учитывать изменения, которые происходят на рынке и у конкурентов. Есть возможность менять приоритеты и постоянно оставаться актуальными. Если кайдзен чаще используется на производствах, то agile — в разработке.

Lean — инструмент, с которого можно начать

Lean — это концепция управления производственными предприятиями и процессами. Это инструмент, который применяется для оценивания процессов, нахождения несовершенств на каждом этапе и создания новых способов оптимизации. Главная идея lean — бережливое производство, устранение любых действий, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности.

Холакратия  — вся власть сотрудникам

Холакратия — это новая система управления компанией, которая отказывается от привычной иерархии подчинения. В классической иерархии, как правило, есть несколько руководителей, из-за которых компания не может быстро принимать решения — просто потому что они физически не могут решать столько вопросов. С этим, по мнению гостьи, рано или поздно сталкивается любой бизнес, который масштабируется.

Холакратия — набор условных правил, которые записаны в одном документе — Конституции. В целом эти правила про то, что принятие всех решений от одного руководителя переходит к команде. В команде каждый человек принимает решение в своей небольшой зоне ответственности. Сотрудники — не только исполнители, но и эксперты. Благодаря таким распределенным обязанностям не приходится ждать решения CEO или совета директоров, а сразу реагировать на то, что происходит на рынке. В России есть порядка десяти компаний, которые работают по такой системе и около ста, которые берут некоторые принципы холакратии в работу.

Роль лидера при холакратии меняется — менеджер среднего звена или начальник отдела является такой же частью команды, как и все остальные. Он не управляет людьми, но может управлять процессами и выполнять другие операционные роли. Так, когда большинство задач, которыми занимаются менеджеры, переходит под управление команды, у менеджеров появляется время на то, чтобы заниматься более прикладными вещами и приносить компании большую пользу. В системах самоуправления любой руководитель-лидер может давать любые комментарии, как и любой участник команды. Перед тем, как внедрить что-то новое, каждый сотрудник задает себе вопрос «достаточно ли безопасно это попробовать?», чтобы не допустить перегиба.

С какими сложностями сталкиваются компании при внедрении холакратии

Внутри компании можно работать по любым правилам — но снаружи есть законодательство и проверки, что особенно важно для банков и других организаций, которые часто взаимодействуют с государственными органами. В первую очередь нужно помнить о безопасности компании и ее сотрудников, а также об обязательствах перед клиентами.

Не менее важно принимать в компанию правильных сотрудников. Нужно находить людей, которые не боятся не только пробовать новое и проявлять креатив, но и нести за это ответственность. Человек должен быть не просто профессионалом, но и обладать необходимыми личными качествам.

Холакратия сама по себе — не волшебная таблетка, которая выведет компанию на большую прибыль. Во многом успех холакратии — заслуга компанды. Людям приходится учиться по-другому работать, мыслить, пробовать себя в разных сферах.

Чистую холакратию лучше не внедрять в стартапы, которые только запустились, потому что эта система на первых порах подразумевает большую неопределенность. Сначала нужно наладить работу, и потом уже пробовать новые ценности и правила.

Что почитать о гибких методах управления

Чтобы узнать больше о современных методах управления компаниями, Дарья Боровикова советует несколько книг:

  1. Тони Шей, «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда»;
  2. Фредерик Лалу, «Открывая организации будущего»;
  3. Брайан Робертсон, «Холакратия. Революционный подход в менеджменте».

Читайте также:

Карточки
6 признаков, что компании пора меняться6 признаков, что компании пора меняться

6 признаков, что компании пора меняться

Статья
Как бизнесу добиться устойчивости?Как бизнесу добиться устойчивости?

Как бизнесу добиться устойчивости?

Статья
Почему внутри компаний наступает кризис?Почему внутри компаний наступает кризис?

Почему внутри компаний наступает кризис?