В новом эпизоде подкаста разобрались, как кризис может помочь компании стать лучше и что делать руководителям, чтобы поддержать себя и команду в трудное время
Подкаст
«Что изменилось»:как развивать бизнес в условиях нестабильности
Как бизнесу преодолеть
сложные времена
Хайлайты разговора
Почему кризис может стать временем новых возможностей
Денис объяснил, что сложные ситуации — это почти всегда возможность роста и расширения. Сейчас с российского рынка уходит много компаний: для бизнеса это означает потерю конкуренции и трансформацию рынка. Возможно, компании смогут учесть новые запросы потенциальных клиентов.
Конечно, в кризисные времены не обойтись без потерь. Но даже к ним стоит относиться как к шагу навстречу будущему компании: иногда можно остановить конвейер, чтобы не пришлось останавливать все производство. Можно закрыть несколько точек, но сохранить бренд.
Почему не стоит бояться изменений
Наивно предполагать, что современный мир на какое-то время перестанет меняться. Бизнес должен учитывать, что трансформации происходят постоянно. Возможно, говорит Денис, стартапам и ИТ-компаниям легче подстраиваться под эти изменения: чаще всего там инициатива исходит от малых команд, поэтому часть процессов они могут контролировать сами.
Дарья добавила, что важно выйти с командой на честный разговор. Открытость, особенно в сложное время, должна стать выигрышной стратегией. В банке «Точка» действует холакратия — система, которая не подразумевает наличие руководителя в классическом представлении. Решение часто принимают люди на местах, которые не бояться брать на себя ответственность. Такая практика позволяет команде оставаться гибкой и не замыкаться.
Почему думать о прошлом непродуктивно
Дарья объяснила, что чувство ностальгии — это ловушка разума. Мозгу комфортнее оставаться там, где все знакомо, а каждый новый фактор скорее вызовет страх, чем вдохновение. Бизнесу важно действовать здесь и сейчас, поэтому мысли о прошлом просто неэффективны. Ждать спокойной жизни точно не стоит: каждый день в мире появляется миллион новых данных, поэтому лучше принять, что постоянные изменения — это новая реальность.
Как относиться к рискованным решениям
Попробуйте задать себе вопрос: «можно ли достаточно безопасно попробовать новое решение?». Если ответ на него отрицательный, постарайтесь учесть все риски и найдите способы их нивелировать.
Как помочь бизнесу выжить
Эксперты поделились пятью принципами, которые могут позволить компании пережить сложное время:
- Состояние компании во многом зависит от состояния людей, которые ее создают, поэтому лучше всего сосредоточиться на своем самочувствии и попытаться помочь себе, если чувствуете, что не справляетесь с нагрузкой.
- Оставайтесь оптимистом, который всегда готов к худшему результату. Не падайте духом, но всегда учитывайте худшие сценарии: возможно, в том, что кажется трудным, кроются подсказки для того, чтобы помочь компании стать лучше.
- Придерживайтесь принципа: люди первичны — процессы вторичны. Не забывайте, что вас окружает команда, которая живет в том же времени, что и вы. Учитывайте запросы сотрудников, общайтесь и прислушивайтесь к их состоянию.
- Не забывайте, зачем вы делаете бизнес. В момент кризиса старые смыслы теряются, но важно постоянно создавать новые, чтобы держаться на плаву.
- Пропишите принципы и ценности компании. Это может стать вашей опорой.
«Пост-менеджмент»: что такое холакратия
и зачем она любому бизнесу
Чтобы адаптироваться к резким изменениям рынка, компаниям нужно меняться изнутри. В новом выпуске подкаста «Что изменилось? Бизнес» обсуждаем, как отказ от привычной иерархии оптимизирует работу сотрудников
Гибкие методы управления:
что это и какие бывают
Компании переходят к гибким системам управления, когда понимают, что классическая система, построенная на иерархии, не позволяет быстро адаптироваться к изменениям на рынке и к запросам бизнеса. Когда гибкие системы управления — Agile, холакратия, кайдзен — только появлялись в России, многие владельцы бизнеса опасались, что их внедрение приведет к анархии, рассказывает Дарья Боровикова. На самом деле, в гибких системах свобода действий сбалансирована ответственностью, которую за них несет каждый человек на своем рабочем месте.
Кайдзен — японская философия в менеджменте
Кайдзен — это философия постоянных улучшений, которая зародилась в Японии и означала постоянное совершенствование человека во всех сферах его жизни. Кайдзен как система менеджмента процессов родилась в компании Toyota. Каждый сотрудник, видя неоптимальности или, наоборот, переработки, не проходит мимо, а предлагает свои идеи по улучшению. Эта система помогает компании постоянно развиваться без внешних запросов — например, со стороны аудиторов. В России есть кайдзен-институт, который проводит курсы для сотрудников производств и компаний, обучая бережливому производству. Кайдзен — не просто фреймворк, но еще и философия, когда каждый человек относится к работе осознанно и неравнодушно.
Agile — клиенты в приоритете
Agile — особый гибкий подход к работе с проектами, продуктами, клиентами. Даша Боровикова уверена, что это тоже философия, которая выражена в принципах agile-манифеста: люди и взаимодействие с ними важнее процессов и инструментов, а работающий продукт важнее документации и отчетности. Кроме того, ключевое правило во взаимодействии с клиентом — постоянно доставлять ценность и приносить пользу, а не предлагать большое обновление раз в долгосрочный период. Agile позволяет постоянно учитывать изменения, которые происходят на рынке и у конкурентов. Есть возможность менять приоритеты и постоянно оставаться актуальными. Если кайдзен чаще используется на производствах, то agile — в разработке.
Lean — инструмент, с которого можно начать
Lean — это концепция управления производственными предприятиями и процессами. Это инструмент, который применяется для оценивания процессов, нахождения несовершенств на каждом этапе и создания новых способов оптимизации. Главная идея lean — бережливое производство, устранение любых действий, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности.
Холакратия — вся власть сотрудникам
Холакратия — это новая система управления компанией, которая отказывается от привычной иерархии подчинения. В классической иерархии, как правило, есть несколько руководителей, из-за которых компания не может быстро принимать решения — просто потому что они физически не могут решать столько вопросов. С этим, по мнению гостьи, рано или поздно сталкивается любой бизнес, который масштабируется.
Холакратия — набор условных правил, которые записаны в одном документе — Конституции. В целом эти правила про то, что принятие всех решений от одного руководителя переходит к команде. В команде каждый человек принимает решение в своей небольшой зоне ответственности. Сотрудники — не только исполнители, но и эксперты. Благодаря таким распределенным обязанностям не приходится ждать решения CEO или совета директоров, а сразу реагировать на то, что происходит на рынке. В России есть порядка десяти компаний, которые работают по такой системе и около ста, которые берут некоторые принципы холакратии в работу.
Роль лидера при холакратии меняется — менеджер среднего звена или начальник отдела является такой же частью команды, как и все остальные. Он не управляет людьми, но может управлять процессами и выполнять другие операционные роли. Так, когда большинство задач, которыми занимаются менеджеры, переходит под управление команды, у менеджеров появляется время на то, чтобы заниматься более прикладными вещами и приносить компании большую пользу. В системах самоуправления любой руководитель-лидер может давать любые комментарии, как и любой участник команды. Перед тем, как внедрить что-то новое, каждый сотрудник задает себе вопрос «достаточно ли безопасно это попробовать?», чтобы не допустить перегиба.
С какими сложностями сталкиваются компании при внедрении холакратии
Внутри компании можно работать по любым правилам — но снаружи есть законодательство и проверки, что особенно важно для банков и других организаций, которые часто взаимодействуют с государственными органами. В первую очередь нужно помнить о безопасности компании и ее сотрудников, а также об обязательствах перед клиентами.
Не менее важно принимать в компанию правильных сотрудников. Нужно находить людей, которые не боятся не только пробовать новое и проявлять креатив, но и нести за это ответственность. Человек должен быть не просто профессионалом, но и обладать необходимыми личными качествам.
Холакратия сама по себе — не волшебная таблетка, которая выведет компанию на большую прибыль. Во многом успех холакратии — заслуга компанды. Людям приходится учиться по-другому работать, мыслить, пробовать себя в разных сферах.
Чистую холакратию лучше не внедрять в стартапы, которые только запустились, потому что эта система на первых порах подразумевает большую неопределенность. Сначала нужно наладить работу, и потом уже пробовать новые ценности и правила.
Что почитать о гибких методах управления
Чтобы узнать больше о современных методах управления компаниями, Дарья Боровикова советует несколько книг:
- Тони Шей, «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда»;
- Фредерик Лалу, «Открывая организации будущего»;
- Брайан Робертсон, «Холакратия. Революционный подход в менеджменте».